24.07.2024 13:50
Аналитика.
Просмотров всего: 24132; сегодня: 1.

Россияне разлюбили ездить в отпуск?

Россияне разлюбили ездить в отпуск?

Аналитический центр НАФИ опубликовал статистику, согласно которой единственный вид отдыха, популярность которого у россиян традиционно растет – это отдых дома. Разбирались с экспертами турбизнеса, так ли это на самом деле и какова реальная ситуация.

Согласно данным, опубликованным Аналитическим центром НАФИ, единственный вид отдыха, который становится популярнее у россиян – это «отказ от поездок в пользу домашнего времяпровождения».

40-50% россиян никуда не ездят в отпуск

«Доля тех, кто предпочитает провести отпуск дома, за последние 12 месяцев увеличилась на 3 процентных пункта с 42% до 45%. А вот все другие разновидности «перезагрузки» стали в глазах россиян менее желанными», – сказано в материалах компании.

С одной стороны, о том, что более половины россиян собираются отдыхать дома, ранее заявлял и ВЦИОМ. Кроме того, почти треть населения (и эта статистика релевантна не только для России, она отражает общемировую ситуацию) вообще не склонна к перемещениям по миру и если выезжает, то в пределах своего региона. То же касается статистики перелетов – 70% туристов пользуются авиатранспортом реже раза в год, откуда следует, что далеко от дома они не уезжают.

Однако, с другой стороны, у опрошенных «Вестником АТОР» экспертов туротрасли есть некоторые сомнения в части корректности использованных формулировок.

По их мнению, дело не только и не столько в том, что россияне именно «не хотят отдыхать». Просто путешествия становятся дороже, а нагрузка на инфраструктуру – все больше. И это побуждает туристов оставаться дома. А вовсе не отсутствие любопытства и не в чистом «стремлении проводить время дома».

От отпуска отказываются из-за дороговизны, а не от желания остаться дома

В топе предпочтений у туристов остаются дача и, предсказуемо, пляжный отдых. По данным НАФИ, 47% россиян хотят проводить отпуск на пляже, 45% – дома, а 42% – на даче. С оговоркой, что финальное значение может превышать 100%, поскольку респонденты могли выбрать больше одного варианта.

Хотя и доля россиян, заявляющих о желании провести отдых на пляже, якобы сокращается. В 2023 году об этом говорили 51% опрошенных, в 2024 – 46%. Также и в отношении всех других видов отдыха наблюдается снижение интереса.

Таблица 1. Предпочитаемые виды отдыха летом 2024 года в %, по данным НАФИ

2023

2024

Пляжный отдых

51

46

Отдых дома

42

45

Отдых на даче, на приусадебном участке

44

42

Познавательный отдых – экскурсии, путешествия по историческим, природным местам

42

41

Активный отдых (катание на лыжах, сноуборде, походы, рыбалка, охота и т.д.)

27

25

Лечение в санаториях

23

17

В домах отдыха, пансионатах

19

16

По словам генерального директора туроператора Pegas Touristik Анны Подгорной, нельзя говорить об «отсутствии» у туристов как такового интереса к поездкам по России или за рубеж.

Напротив, по наблюдениям экспертов компании, путешественники с удовольствием открывают для себя новые регионы страны. Например, источники в Тюменской области или путешествия по Уралу. Очевидно и стремление туристов посетить Кавказ – отели Дагестана летом заполнены. Стопором же для поездок становится, в первую очередь, недостаточный номерной фонд.

Ранее вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин говорил о негативном влиянии высокой стоимости перевозки на отпускные предпочтения россиян – позволить себе путешествовать с использованием авиационного или железнодорожного транспорта может только треть туристов.

Другие эксперты соглашаются – дело вовсе не в «предпочтении сидеть дома», а отсутствии финансовой возможности часто путешествовать. Более того, россияне в этом году готовы сокращать продолжительность отдыха, но не отказываться от отпуска.

Спрос на санаторно-курортный отдых лимитирован возможностями отрасли

Вопрос отсутствия нужного объема номерного фонда особенно остро стоит в части санаторно-курортного отдыха. Так, по данным НАФИ, в этом сегменте наблюдается отрицательная динамика: доля тех, кто готов выбрать в качестве отдыха санаторное лечение, за год снизилась на 6 процентных пунктов – с 23% до 17%, посчитали в компании.

Вместе с тем, по данным туроператоров, хорошие санатории бронируют не просто заранее, а за год до заезда. Причем речь не только о традиционно популярных Кавминводах, но также о здравницах Ленинградской, Тюменской, Свердловской и других областей. Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры полагают, что якобы «снижающийся» интерес к поездкам в санаторий – это следствие сложностей с бронированием путевок, вызванных дефицитом мест в санаториях, но никак не отказа россиян от этого вида отдыха.

Россияне все чаще выбирают короткие поездки

Не было у туроператоров также и речи о снижении интереса к культурно-познавательному отдыху. Напротив, в «Интуристе», например, рассказали об увеличении спроса на туры выходного дня, поездки на небольшие расстояния и стремлении изучать близлежащие дестинации. А генеральный директор «СканТур» Роман Цветков недавно говорил также о росте количества «возвратных» туристов, готовых глубже погружаться в культуру посещаемого региона и о росте продолжительности «коротких» туров.

Другие опрошенные эксперты предположили, что наблюдаемая ситуация как раз может быть вызвана стремлением к экономии: люди меняют на поездку длительностью 4-5 дней не короткие туры выходного дня, а основной отпуск.

«Очень сложно оценивать какие бы то ни было «общие тенденции» в предпочтениях туристов. Все очень сильно зависит от вида отдыха, от региона, от его возможностей по приему туристов и погодно-климатическим условий. Для продолжительного отдыха в Сочи характерны одни тенденции, для поездок из Москвы в Петербург – другие. Здесь нет и не может быть «среднего арифметического», – говорит Анна Подгорная из Pegas Touristik.

Что же касается предпочитаемых видов отдыха, эксперты группы компаний «Мантера» также упоминали, что туристы, как правило, во время отпуска совмещают самые разные активности. Например, катание на лыжах, культурный досуг и экотуризм, не ограничиваясь чем-то одним.

Таким образом, исходя из сказанного экспертами туристического рынка, никак нельзя говорить о «спаде интереса к туризму». Строго напротив – россияне хотят и готовы ездить и по стране, и за рубеж. И если что-то и мешает им проводить отпуск в поездках, то это высокие цены на отдых и недостаточный объем инфраструктуры, которая не покрывает растущих потребностей.

Текст: Екатерина Тропова.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12174 публикации
Сайт: www.atorus.ru/node/57897
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...