Брендинг территории - молодое и развивающееся направление. Впервые «брендинг мест» упомянут в 2002 году. Он выступает важным фактором продвижения территории, который, в конечном счете, повысит ее узнаваемость в информационном пространстве и обеспечит приток финансовых ресурсов.
Северный Кавказ обладает мощным туристическим потенциалом, но он не реализован пока в полной мере. В регионе есть много природных и историко-культурных туристических объектов: горы, минеральные источники, многовековые сооружения и многое другое. Какие-то бренды известны далеко за пределами СКФО, а о каких-то не слышали даже местные жители.
Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ» в партнерстве с компанией «Медиалогия» провел исследование упоминаемости локальных брендов регионов СКФО. Рассмотрим бренды Ставропольского края.
По результатам исследования было выделено 10 самых упоминаемых из них за 2018 год:
- КМВ – 21295;
- Эолова Арфа – 646;
- Татарское городище – 583;
- Грот Дианы – 489;
- Главные нарзанные ванны – 397;
- Государственный музей-заповедник им. М.Ю. Лермонтова – 340;
- Место дуэли Лермонтова – 333;
- Кисловодский национальный парк – 158;
- Нарзанная галерея Кисловодска - 148;
- Пятигорский трамвай – 144.
Ставрополье с гордостью носит звание «житницы России», ведь большую часть края занимают сельскохозяйственные угодья. По объемам сбора зерна за 2018 год край занял третье место по России, уступая лишь Ростовской области и Краснодарскому краю. Но еще эти места обладают поэтической романтикой. Именно здесь А.С. Пушкин закончил свою поэму «Руслан и Людмила», а в «Евгении Онегине» есть строчки, посвященные Машуку: «Машук, податель струй целебных…».
В южной части края, на северных склонах Главного Кавказского Хребта, есть курорт с минеральными источниками, давно полюбившийся многим его гостям. Об этом можно судить по тому, что зонтичный бренд КМВ стал самым упоминаемым в различного рода медиа. Сюда приезжали оздоравливаться еще со времен Российской Империи начала XIX века. В состав Кавказских Минеральных Вод входят такие города, как Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, Железноводск, Минеральные Воды и Георгиевск. Несмотря на то что КМВ считаются жемчужиной Ставрополья, они также включают в себя часть территорий Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
На втором месте – Эолова Арфа. Это беседка с белыми колоннами на Михайловском отроге горы Машук. Ее проектированием занимались братья Бернардацци. Свое название она получила от бога ветров Эола. Изначально ее конструкция предусматривала размещение двух арф под куполом, которые издавали методичные звуки при дуновении ветра. Но сейчас на место арф установили акустическую систему с аналогичным звучанием.
Следом идет Татарское городище – археологический памятник недалеко от Ставрополя, крупнейший на Предкавказье. Городище представляет собой обломки старых домов и предметов быта, начиная с VIII в. до н. э. и по X в. н. э. Название памятник получил в конце XVIII века, когда русские военные топографы составляли первые карты Северного Кавказа. Через эту местность некогда пролегала одна из дорог Великого Шелкового пути.
Также в топ-10 попало сразу несколько достопримечательностей, связанных одной историей. Дело в том, что край, а особенно регион КМВ, неразрывно связан с памятью о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Даже город Пятигорск на языке глухонемых показывается как два пистолета, направленных друг на друга. В разном контексте этот жест может означать как просто дуэль, так и быть отсылкой к той самой дуэли, в которой погиб поэт. С его именем здесь связано много достопримечательностей - Лермонтовских мест. Самыми упоминаемыми из них стали: грот Дианы, Государственный музей-заповедник им. М.Ю. Лермонтова и место дуэли.
Главные нарзанные ванны, также попавшие в список самых упоминаемых локальных брендов Ставрополья, насчитывают более чем вековую историю. Их построили в 1903 году, к столетию Кисловодска, в непривычном для России мавританском стиле. Изначально они назывались «Углекислые ванны нарзана». За время своего существования комплекс реставрировался и менял свой первоначальный облик. Но и сейчас это здание уникальное – не похожее больше ни на один архитектурный памятник в стране.
Путь к большинству достопримечательностей лежит через цветущие парки, которых в регионе много. Среди них стоит выделить гордость края - Кисловодский курортный парк. Он является самым большим в Европе: его площадь составляет 966 гектаров. По размерам он превосходит Ричмонд-парк в Великобритании и парк Версальского дворца во Франции.
Нарзанная галерея Кисловодска – это здание в готическом стиле, спроектированное английским архитектором Самуилом Уптоном. План здания напоминает замочную скважину с ключом, что является отсылкой к источникам.
Замыкает десятку самых упоминаемых брендов пятигорский трамвай. Это не только удобный вид транспорта, появившийся в городе в 1903 году, но и уникальная достопримечательность края. Его уникальность - в узкой колее, которая в России есть еще только в Калининграде.
На Ставрополье есть много красот и достопримечательностей, которые могут впечатлить даже опытного туриста. Но основной проблемой края является недостаточно активная информационная работа по части их продвижения в медиа.